Художественные мастерские на Большой Садовой, 10

Дмитрий Опарин, автор книги «Большая Садовая, 10. История московского дома, рассказанная его жителями», поведал нам о том, какие помещения в этом здании использовались в качестве художественных мастерских.

П.П. Кончаловский. Хоккей на Патриарших прудах. 1929. Холст, масло

Доходный дом 10 на Большой Садовой был построен в 1903–1904 годах по заказу караимского купца, табачного фабриканта и благотворителя Ильи Пигита. На протяжении полувека дом известен как первый московский адрес Михаила Булгакова. Здесь писатель жил с 1921 по 1924 гг. Коммунальный быт дома Булгаков описал в своих рассказах и воспоминаниях, а в романе «Мастер и Маргарита» в «нехорошую» 50-ю квартиру поселил Воланда. Однако этими сюжетами история дома на Большой Садовой, 10 не ограничивается.

Центральную часть здания, парадный фасад которой выходит во двор, занимали художественные мастерские, или, как указано в описи 1914 года, студии. В конце 1910 года художник Петр Кончаловский снял мастерскую № 38. В 1917 году Петр Петрович переехал в мастерскую № 40. В этом же году Кончаловский написал знаменитую картину «В мастерской. Семейный портрет», на которой запечатлены многие из тех элементов обстановки, которые потом появятся и в других работах художника: темный занавес, сундук, паркет, краскотерная машина, стул с витыми ножками и ручками, даже не сразу заметная батарея.

П.П. Кончаловский. В мастерской. Семейный протрет. 1917. Холст, масло. Частное собрание

В 1920-е годы П. П. Кончаловский продолжал писать в мастерской на Садовой. Здесь он создал «Портрет японского художника Ябе-сана» (1927), «Портрет японского актера Тодзюро Каварасаки» (1928), «Автопортрет с женой» (1923), «Миша, сходи за пивом» (1926), «Портрет Натальи Петровны Кончаловской» (1925). В 1931 году он написал «Портрет пианиста Владимира Владимировича Софроницкого за роялем». За несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны Петр Петрович создал портрет писателя Алексея Толстого за обеденным столом в загородном доме Кончаловских в Буграх: «А. Н. Толстой у меня в гостях». Работа над портретом продолжалась и в Москве, в мастерской художника. С началом войны Кончаловский остался в Москве. Над портретом летчика Андрея Борисовича Юмашева Петр Петрович трудился в неотапливаемой мастерской до января 1942 года. В 1946 году Кончаловский создал на Большой Садовой одну из самых известных своих картин «Полотер». До 1996 года в мастерской № 40 работал его сын Михаил Кончаловский.

В мае 1920 года в мастерскую № 38 въехал Георгий Богданович Якулов, один из самых ярких театральных художников Москвы 1920-х годов. Мастерская Якулова была известна всей литературной, театральной и художественной Москве того времени. Ее посещали Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Алиса Коонен, Анатолий Мариенгоф, Владимир Щуко, Анатолий Луначарский, Вадим Шершеневич и многие другие. В 1921 году здесь познакомились Айседора Дункан и Сергей Есенин.

В мастерской № 36 с 1937 года по сей день работают представители семьи Рукавишниковых — династии советских и российских скульпторов.


Избранные посты
Недавние посты