К 155-летию со дня рождения Надежды Ламановой


Началом модной летописи Патриарших можно считать 1908 год, когда на Тверском бульваре, 10 открыла ателье знаменитая на всю Москву Надежда Петровна Ламанова, которая к тому времени имела звание поставщицы двора Ея Императорского величества Александры Федоровны. Ее заказчицами были дам из самых высоких кругов московского общества и театральная богема - Екатерина Гельцер, Вера Холодная, Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова.

Ламанова, дочь обедневшего дворярина, приехала в Москву в 16 лет после восьми классов Нижегородской женской гимназии. Начинала простой закройщицей. “Ламанова истиранит вас примерками, но платье получится как из Парижа”, - говорили о ней. Она работала методом наколки, без выкроек, драпируя ткань на манекене или прямо на человеке. Бывало, после трехчасовой примерки клиентки падали в обморок, но платья получались дивные, и это было главное.

В 24 года на все свои сбережения Ламанова открыла собственный Дом моды. Здесь были огромные закроечные столы из липы, зеркала в пол, целый штат ассистенток и портних, швей высшей квалификации. Уже через несколько лет дело Надежды Петровны было настолько масштабным, что она держала штат из 300 мастериц и имела огромные по тем временам доходы. Она стала первым в России дизайнером одежды, внедрившим принцип конвеерной работы. «Все ее швеи выполняли какую-нибудь одну специальность. Так, например, одна шила только юбки, другая только рукава, и ни одна из них не делала целого платья, что для того времени было необычайно» (из воспоминаний Н.Г. Зеленской).

Одно из ярких событий в истории русской моды, связанных с именем Ламановой – визит в Москву ее друга Поля Пуаре. Он прибыл в октябре 1911 года по старому стилю. Надежда Петровна выделила ему весь этаж своего дома, в котором три вечера подряд Пуаре читал лекции о моде и устраивал дефиле. Среди гостей были Валентин Серов и Игорь Грабарь, последний описал происходящее в письме Александру Бенуа: «Третьего дня мы тут с Серовым получили огромное наслаждение. Приехал сюда Поль Пуаре и привез с дюжину пробир-мамзелек и с сотню туалетов. И всё это у Ламановой в её новом palazzo прохаживалось в анфиладе зал. Чёрт знает до чего было хорошо».

«Это была энергичная женщина, - писала о ней в своих воспоминаниях М.С. Воронина. - Она была не очень красива, с манерами мальчика, стриженная. В компании говорила: „Ну, братцы, выпьем!“ Хорошо играла в винт и преферанс. За самое простенькое платьице брала по 600—800 р. Держалась богом, были у неё цеха. Платила неплохо, но и требовала хорошей работы. Муж у неё был присяжный поверенный Андрей Павлович Каютов. Зимой каждый день на своём автомобиле ездила в Сокольники, бегать на лыжах. Каждый день брала ванну и меняла бельё».

В 1917 году Ламанова, которой исполнилось 56 лет, приняла решение остаться в России. Она разрабатывала модели одежды «для широких слоев населения», работала в театре и кино. В 1925 году Надежда Ламанова и Вера Мухина совместно издали альбом с выкройками «Искусство в быту». В этом же году платья Ламановой, созданные по мотивам русского народного костюма, получили grand-prix в Париже на Всемирной выставке.

«Я смело утверждаю, что то, чем Станиславский был в области режиссуры, то была Надежда Петровна в области костюма, - писал в своих воспоминаниях художник Г.А. Леман. - Недаром они так хорошо понимали друг друга, и после революции много лет, до самой кончины Надежды Петровны, работали вместе».

Станиславский пригласил Ламанову в Художественный театр в 1901 году, где она проработала 40 лет, создавая костюмы для его спектаклей. Она также сотрудничала с театром Вахтангова, работала с Сергеем Эйзенштейном и Георгием Александровым. Костюмы Ламановой – это классика советского кино, фильмы «Цирк», «Александр Невский», «Аэлита», спектакли «Женитьба Фигаро», «Зойкина квартира», «Турандот».

Несмотря на то, что Ламанова фактически сформировала русскую моду конца XIX - начала ХХ века и стиль модерн в одежде, в Москве нет ее музея. Часть созданных Ламановой придворных туалетов хранится в запасниках Эрмитажа, эскизы и костюмы к спектаклям – в музее МХАТа и частных коллекциях. Знаменитый портрет Ламановой, написанный Валентином Серовым, также находится в частной коллекции. В общем доступе есть только виртуальный музей Надежды Петровны, созданный ее почитателями - nlamanova.ru.


Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Black Twitter Icon
  • Black Facebook Icon
  • Black Instagram Icon

© 2016. «Патрики Daily»

  • Facebook Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • Twitter Social Icon